Поп-арт.

 Pop-art01 Свойственны яркие кричащие краски, простые формы, предметы из новых материалов, таких как пластик, неоновая подсветка, нестандартный подход. Главное – яркость и новизна. 
    Культовые имена – Рой Лихтинштейн, Энди Уорхол (знаменитые портреты Мерилин Монро). 
   Несколько хулиганское название направления имеет две основных трактовки: сокращение от popular art (англ. популярное искусство) или звукоподражание (pop – хлопок, удар; в таком значении слово употреблялось в комиксах, значение которых в эстетике поп-арта, думаем, понятно). Расцвет поп-арта как направления в искусстве пришелся на 60-е годы, притом что "временные рамки" его визуальных образов (голливудские звезды, образы гангстерского кино, культовые персоны эстрады, политики, а также Pop-art02неодушевленные уже безо всяких сомнений предметы, такие как хрестоматийная банка супа Campbell, Coca-Cola и, конечно же, банкноты) гораздо шире: это 30-70-е годы 20 века. «Поп-арт» – сокращение от popular art («массовое искусство»). И хотя этот термин возник в 1955 году в Англии, самые хрестоматийные его произведения были созданы американскими художниками. Консервные банки, бутылки колы и раскрашенные фотографии кинозвезд Энди Уорхола, перенесенные на холст комиксы Роя Лихтенштейна, увеличенные до абсурдно гигантских размеров велосипеды, молотки и булавки, превращенные в скульптуры Клаасом Ольденбургом, знакомы почти всем. Поп-арт ввел в «высокое» современное искусство образы повседневности и масскульта, вещи заурядные, вульгарные и незначительные. Причем в отличие от авангардистов первой половины ХХ века, например дадаистов, с которыми их часто сравнивают, или от своих современников  -«новых реалистов», поп-артисты вводили в искусство не грубую реальность, а массмедийные фантомы, газетные фотографии, рекламу, упаковку из супермаркета. И при этом сохраняли в своих работах ту нарочито искусственную эйфорию, которая свойственна, скажем, рекламе. 
  Pop-art03 Хрестоматийные произведения поп-арта запоминаются так же легко и радостно, как неувядающие рок-хиты 1960-х. Энди Уорхол был для искусства ХХ века тем же, чем The Beatles – для музыки: и в смысле азбучной неотменяемости для истории, и в смысле обманчивой легкости восприятия. Впрочем, сам Уорхол отдавал предпочтение вечным соперникам The Beatles – Rolling Stones (он нарисовал серию портретов Мика Джаггера и оформил один из дисков группы). Что вполне понятно: поп-арт отнюдь не является столь безоблачно-позитивным, каким он может показаться на первый взгляд, и своя «дьявольщина» там несомненно присутствует. Стоит чуть внимательнее всмотреться в эту «повседневность» – и чувствуешь, как за бессмысленным умножением банальных образов проступает небытие. Как выглядит поп-арт, знают почти все, но о том, что значат эти произведения, в которых и понимать-то вроде бы нечего, можно дискутировать до бесконечности. Общим местом являются слова о том, что поп-арт – это реакция современного искусства на массовую культуру и общество потребления. Но вот отношение поп-арта к обществу потребления представляется весьма двусмысленным – то ли художники высмеивают его, как подобает настоящим интеллектуалам, то ли, напротив, создают его апологию. Известно, что поп-арт возник как антитеза абстрактному экспрессионизму, чьей отвлеченности он противопоставил возврат если не к реальности, то к фигуративному искусству. Pop-art04Можно спорить о том, был ли этот поворот знаком демократизации искусства (popular может переводиться и как «народный») или, напротив, его буржуазности. Был ли он жестом революционным – ведь заново были поставлены основные вопросы авангарда: что отделяет искусство от не-искусства, что такое произведение и какова в нем роль автора, – или же, напротив, уступкой той самой масскультуре, чьи образы и язык поп-арт заимствовал. Как бы то ни было, поп-арт остается одним из самых влиятельных течений современного искусства – и самым успешным, на что указывают цены на произведения его мэтров, тиражи репродукций и количество цитат из Уорхола и прочих поп-артистов, которые разлетаются по сумкам, обоям и шляпкам. Наверное, более или менее успешным членам общества потребления (будь то коллекционеры подлинников Уорхола или средний класс, вешающий его репродукции на стену) для остроты ощущений нужно время от времени напоминать себе, что все это консумеристское благополучие – только фантом, радужный мыльный пузырь. А бесхитростные, на первый взгляд, работы поп-арта идеально для этого подходят.
  Pop-art05 Интерьеры поп-арт – сочетание авангарда и бездуховности, глянца и нарочитой простоты. Никто не станет отрицать, что эстетикой сегодняшего дня, хотим мы ли мы этого или нет, является гламур. А глянец – полусиноним и обязательный атрибут гламура – теперь возвращается в наш дом в самом буквальном смысле. На такой волне стиль интерьера в духе поп-арт – наследие психоделических 60-х – переживает сейчас второе рождение.
Поп-арт – направление в искусстве прошлого века, а основное отличие его от ранее существовавших течений – обращение к эстетике товаров массового потребления. В этом смысле поп-арт – бездуховный стиль, недаром его хрестоматийные образцы – работы Энди Уорхола – готовились с помощью тиражной техники. А еще один эталонный прием Уорхола – бесконечное повторение одного и того же образа, будь это даже сцены катастроф, – заставляет аудиторию относиться к изображению безразлично, не испытывая эмоций. Поэтому, забегая вперед, скажем: как и хай-тек, поп-арт – интерьер "на любителя", и если вы намерены выдержать этот стиль, подумайте несколько раз. Потому что если ошибетесь, вам или придется пережить внеплановый капремонт, или же этот стиль Вас попросту сломает. 
   Pop-art06Поп-арт неизменно воспринимается как американский "в высшем выражении" стиль – в сущности, так оно и есть. Однако не лишним было бы помнить, что его отец-основатель – Энди Уорхол – в некотором роде наш "брат-славянин": его настоящее имя – Андрей Варгола, этническая принадлежность – русин (это закарпатские славяне, недалекие "родственники" двоюродных нам украинцев). Гордиться таким родством или нет, конечно, личное дело каждого. Кстати, по поводу поп-арт-интерьеров: лучше знать заранее, что сам Уорхол оформил свое жилище вовсе не в том стиле, с которым его имя теперь связано неразрывно. Известно, что Уорхол жил в лофте, то есть в огромном помещении с заводским прошлым, гигантскими окнами, необработанными стенами и без намека на кричащую яркость комиксов. А цветовой доминантой жилища гуру поп-арта и вовсе был серебристо-серый. Вы все еще не передумали? Тогда два варианта интерьера в духе поп-арт: они "об одном и том же", но разными способами. Итак… 
  Pop-art07 Вариант первый: поп-арт в абсолюте 
Это тот самый слегка сумасшедший дом, который интуитивно приходит на ум при слове "поп-арт": кислотные цвета, обилие пластика, неоновая подсветка и глянец, глянец, глянец повсюду. Стены обязательно должны быть яркими, а в идеале – разных цветов и даже фактуры. О гармонии в классическом понимании лучше забыть сразу (впрочем, если человек сознательно оформляет так свой дом, напоминание явно излишнее). Хорошим решением может быть вариант, когда одна из стен (следуя элементарному инстинкту самосохранения) все-таки остается светлой, еще две – контрастных ярких (только не натуральных) цветов, а четвертая – выполнена в фирменной уорхоловской технике многократно повторяющегося мелкого узора. И все четыре без сожалений украшаются – в зависимости от вашей фантазии и приверженности к тому или иному поп-арт-деятелю – изображениями Мэрилин Монро, Элвиса, Мао Цзэдуна (Уорхол), сценами из комиксов (еще один гуру поп-арта Рой Лихтенштейн) и т. п. 
  Pop-art08 Любители цитат могут просто повесить на стену пачки денег (в качестве компромисса – фальшивых): "Мне нравятся деньги на стенах, – говорил Уорхол. – Например, вы собираетесь купить картину за 200 000 долларов. Я думаю, вам следует взять эти деньги, перевязать их в пачки и повесить на стену". Впрочем, добавим от себя, это все равно обойдется вам дешевле, чем работы самого Энди: так, одна из его работ (тонированный увеличенный отпечаток газетной фотографии, если быть честными) была продана уже в нашем веке более чем за $15 млн. Правда, за 5-10 тыс. евро, если повезет, еще можно купить сделанный Уорхолом поляроидный снимок… 
   С чем вам еще придется смириться – так это дефицит мебели. То есть, конечно, типичные для 60-х диваны и кресла округлых форм (и ярких цветов), пуфы и небольшие столики допустимы и даже приветствуются. Но вот шкафов, вообще говоря, быть не должно – смиритесь с мыслью о том, что хранить вещи придется в нишах, на подиумах или во встроенных шкафах. Да, откровенно говоря, лишние вещи теперь в вашем доме и не приживутся, а для одежды лучше всего выделить отдельную гардеробную. 
  Pop-art09 Вариант второй: с огоньком
Если такой верности стилю Вы себе позволить не можете из-за ограничений по метражу, финансам или по состоянию здоровья, можно пойти на компромисс. Конечно, это будет уже немного не то… Но все равно поп-арт. Сделать это можно, например, так. 
Можно вспомнить знаменитую цитату Мика Джаггера: "Если хочешь знать, что было самым популярным в тот или иной период, посмотри, что в это время рисовал Уорхол". И додумать ее дальше: что бы рисовал Энди сегодня? Включите телевизор, посмотрите рекламу… Да просто оглянитесь вокруг: все, что вам нужно для осовремененного поп-арта в интерьере, наверняка уже есть у вас дома. Конечно, даже самостоятельное (а тем более на заказ) изготовление принтов а-ля Уорхол, например, с изображениями участников "Фабрики" и "Дома-2"; пачки долларов или евро; моющего средства для тех, кто любит свою семью или, наконец, кваса с истинно русским именем тоже стоит денег. Но куда меньших, чем при варианте №1. А как покрасить стены, мы уже объяснили. Если бюджет совсем скромный, мебель покупается в "Икее" и обрабатывается самостоятельно. Требуемая цветовая гамма уже понятна, а если Вы еще купите красный телевизор и зеленую стереосистему…

                                                                                              Pop-art11

Pop-art10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назад

 

 Если Вам понравился материал, поделитесь им в социальных сетях (кнопки слева).

 

Хотите заказать дизайн или визуализацию?