Модерн.

 Mod-1  Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Архитектуру стиля Модерн отличает, в первую очередь, стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание в Модерне уделялось не только внешнему виду зданий, но и внутреннему интерьеру, который тщательно прорабатывался. Как движение в искусстве, возник на рубеже XIX и XX веков в развитых, с интенсивной духовной жизнью странах. Со временем, складывается общий выразительный язык. Причем, «Модерном» он назывался в России и Великобритании, а в Бельгии и Франции это был стиль «ар-нуво», «либерти» – в Италии, «югендштиль» – в Германии, «сецессион»–  в Австрии, а в США – «стиль Тиффани». Модерн ввел в дизайн интерьера принципиально новые декоративные элементы, отдавая им предпочтение перед конструктивными.  Создатели этого стиля, независимо от видов искусства, вносили в него все лучшие достижения прошлого и самые изысканные и утонченные идеи своего времени.  Во второй половине 19 века широко распространение получает ЭКЛЕКТИКА – смешение различных стилей и стилизация под стили разных эпох – неоготика, псевдорусский, византийский и т.д. В обществе появляется необходимость и востребованность в творческих людях, появляются новые художественные школы и общества. В этой среде и родилось желание создать стиль, совершенно новый и не похожий ни на что, ранее известное, т.е. неисторичный стиль.  
   Памятники модерна – Парк Гуэль в Барселоне (архитектор Антонио Гауди). 
Mod-5Художники – Климпта, Муха. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки – все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи стиля Модерн развивал Гектор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. 
   Мечта Модерна – соединить профессиональное художественное творчество и производство бытовых изделий, – вызвала переворот в прикладном искусстве и сформировала новый тип художника-универсала, выступающего и как архитектор, и как декоратор, и живописец, и график. Стиль Модерн впервые соединил европейские и восточные художественные традиции. В убранстве дома это выразилось в свободной планировке помещений. Интерьер Модерна был слишком ярким, не в меру возвышенным, не в меру упадническим. Его часто называют эпохой "цветения и тлена", что в принципе верно. Вычурные цветы (самыми популярными были ирисы, водяные лилии) и насекомые (стрекозы, кузнечики, жуки) украшали не толькоткани, но и обои, витражи окон (популярны были большие окна-эркеры, а также стрельчатые окна, имитирующие готику).
    Пир фантазий, ярких, необычных тонов, роскошь изысканности в рисунке тканей и декоре интерьеров, новизна архитектуры – все это явилось миру столь неожиданно и было столь кратким по времени, что не только не удивительными, а предопределенными кажутся исторические события, совпавшие с закатом Модерна. Стиль Модерн в интерьере отразился в новых необычных планировках квартир (большие открытые пространства стали преобладать над традиционными комнатами- матрешками), своеобразной архитектурной отделке помещений.
   Здания периода Модерн были очень индивидуализированы, в интерьере обычно задавался особый ритм, который подчинял себе все элементы интерьера и выражался в определенном чередовании тонов и предметов. Очертания зданий расплываются, образуют спиралевидные планы или аморфные фигурации, выступающих в самых неожиданных местах внутрь или наружу. Иногда даже превращается в структурную бесформенность. Сложной является и конструкции крыш: складчатые, изломанные, растресканные, изогнутые, висячие и в виде оболочки. За всю историю интерьера в "историческом" Модерне не бытовало никаких устойчивых декорационных схем. Предшествующие ему стили всегда обладали набором определенных приемов в оформлении стен, потолка и пола. Здесь же все было неустойчиво, перемешено. Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени, благодаря чему далекие от натурализма или историзма – скорее всего схожие с позднеготическими формами и японской живописью.
  Mod-3 Отличительной чертой русского стиля Модерн является пластическая выразительность, благородное изящество, свойственное декадентствующему «Серебряному веку» – самому, пожалуй, сложному времени в России, с его тонким вкусом, изысканной красотой и внутренним надрывом. Это время Модерна, когда казалось, что его красота спасет этот хрупкий мир. Стиль Модерн в других странах имел некоторые особенности: в Австрии и Германии он отличался более строгим геометризмом, а в США Модерн ставил своей основной задачей естественное слияние с окружающей природой. Интерьеры русского стиля Модерн поражают изяществом. Развитие интерьера по спирали – один из излюбленных приемов Модерна – делает его похожим на драгоценную раковину. Не зря форма раковины была своего рода символом этого стиля, а "любимым" цветком – ирис, с его причудливо выгнутыми лепестками, сложной несимметричной формы. Стены в стиле Модерн отделаны деревянными панелями, светильники создают уютный рассеянный свет. В столовой круглый стол и удобные кресла с гнутыми спинками, а специальная технология обработки стекла придает окнам эффект мерцающего льда, что тоже очень
соответствует "загадочному" духу Модерна. Этот классический русский стиль Модерн с его несколько сказочной витиеватостью совершенно органично вписывается и в квартиры современных многоэтажных домов и в загородные особняки, создавая у хозяев комфортное состояние души и тела. 
   Mod-4В дизайне интерьеров внимание уделялось стилизованному растительному узору, гибким текучим формам. В этом стиле линии плавные и мягкие, напоминающие растительный орнамент. Для Модерна характерны изогнутые пластичные формы рисунка на паркете, витые лестницы с кованой решеткой перил и сложным переплетением "вьющихся растений" из металла. Стены обтянуты тканью с растительным рисунком, межкомнатные перегородки в виде окон с витражами, лепной плафон в центре потолка, наборный паркет из благородного дерева. 
   Интерьер предназначен выразить индивидуальность хозяина. Нет строгих правил, приветствуется асимметрия. Углы скруглены, линии плавно перетекают друг в друга. Узоры стилизованы, создается атмосфера гибкости и плавности. По- прежнему актуальны роскошь и декоративность. Материалы — стекло, гипс, активно используется дерево. Каждый интерьер Модерна неповторим и разнообразен. Что же тогда объединяет их в рамках самого стиля как такового? Естественно, пренебрежение к классике в пользу свежих, нетрадиционных идей. Вот потому сегодня так легко воссоздавать дух Модерна: стоит лишь вдохновиться идеей новизны (но без уклона в космическую реальность хай-тека) и вспомнить некоторые мотивы Модерна конца XIX – XX века. Главное – не забывать о том, что это очень изысканный и декоративный стиль в интерьере.
    Однако при этом нужен безупречный вкус, так как малейшее отклонение от следования этому причудливому стилю становится похожим на его пародирование и шарж. Визиткой стиля можно считать "водяные" растения ирисы, лилии, водоросли. Картина с такими цветами уже будет создавать определенную атмосферу. Характерную волнистую линию ("удар бича") можно использовать в оформлении окон: шторы сделать не ровными по краям, а волнистыми, причем срезать их на угол. Кроме того, можно использовать специфическую "треугольную розу". Этот рисунок очень характерен для стиля Ар-нуво. Цветок можно вышить, например, на подушках. Поскольку большое значение в стиле имеет вода, в интерьер прекрасно впишется большой аквариум с экзотическими рыбами и волнистыми растениями.
   Mod-2Для того чтобы проникнуться настроением Модерн, понадобиться также творчество Чешского художника Альфонса Мухи. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, "стиль Мухи" стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Его приметой стала идеализированная, стилизованная фигура прекрасной девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок. Поскольку этот мотив был одним из наиболее широко распространенных в живописи конца столетия, "стиль Мухи" какое-то время считали синонимом движения "Модерн" в целом. Необходимо воспроизвести колорит – особую цветовую гамму Модерна. Помните про "цветение и тлен"? Цвета Модерна будто присыпаны пеплом: эдакий декаданский шик. Среди излюбленных сочетаний – цвет увядшей розы и табачные, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. А если удастся найти шелковистые обои или драпировки для окна с изображенияем цветущего мака или павлиньего пера, вычурными цветами и насекомыми, экзотическими птицами точное попадание в стиль вам гарантировано. Тема воды также диктует нам оттенки. Они должны гармонировать с золотом и серебром (вода блестит на солнце). Для золота хорошо подойдут "цвета болота": это коричневый (почти черный), темно-зеленый, светло-зеленый (оба теплые). Это сочетание может дополнять синева хвоста павлина (цвет "электрик"). Для серебра применяем цвета, которые находим в стихах поэтов «Серебряного века»  России,особенно – творчества Александра Блока. Это цвета тумана: серебристо-лиловый, розоватый, голубой, сероватый и черный.
   Оформление потолков в стиле Модерн поражало своеобразием. И тут уж вам решать, что выбрать: тонкие, темного дерева балки, обрамляющие белые оштукатуренные кессоны, или легкую лепнину, имитирующую ряску заросшего пруда. Впрочем, это может быть и гладкий окрашенный потолок с какой-нибудь изысканно-процветшей люстрой. Современные имитации Модерна используют молдинги из искусственных материалов (полиуретана или пенопласта) для воссоздания такой лепнины. Стены в верхней части могли быть затянуты шелком или выкрашены, в нижней – монтировался дубовый или керамический цоколь.    
  Mod-6  Оформление полов в стиле модерна не было каким-то уж очень новаторским: паркетная доска, уложенная елочкой или квадратами. Но если вы задумаете в гостиной, узорчатый пол, пусть рисунок наборного паркета повторит, например, изгиб морской волны или переплетение стеблей полевых цветов. Для ванной, в качестве бордюра к однотонной плитке, можно выбрать рисунок спирального завитка (круглого или квадратного). Такой декор часто встречается в интерьере и архитектуре Модерна – в кованых решетках, оформлении пола.
   Мебель в стиле Модерн была столь же необычна, как и цветовая гамма стен и тканей. Причудливые извилистые очертания были свойственны стульям и креслам, кушеткам и столикам. Набивная ткань, которую применяли для обивки мебели, расписывалась растительным орнаментом, причем цветы и листья также были необычных форм. Мебель для современных интерьеров Модерна подобрать довольно легко. Мебель различного назначения шкафы, комоды, полки – может быть прямоугольной, но с обязательным "эстетством": матовым остеклением, изящной фурнитурой. К стилю Модерн подойдет современная мягкая мебель, в изгибах подлокотников или рисунке ножек которой, прослеживается намек на изогнутые линии Модерна.
   Интерьер помещения представляет собой единое целое, различные узоры повторяются в очертаниях мебели, изображены на тканях и могут повторяться в аксессуарах. Стиль Модерн благодаря своей вычурности и изяществу до сих пор вдохновляет современных дизайнеров на создание различных роскошных имитаций. Этот стиль с его культом красоты и изящества всегда современен. 

 

 

 

Назад

 

 Если Вам понравился материал, поделитесь им в социальных сетях (кнопки слева).

 

Хотите заказать дизайн или визуализацию?