Конструктивизм. 

  konstruktivizm_style00 В дизайне интерьера характерны продуманные функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность форм. Отсутствие лепного декора. Широко используются встроенные ниши, подсветки. Мебель отличается мобильностью и функциональностью.
Официальной датой рождения Конструктивизма считается начало ХХ века. Его развитие называют естественной реакцией на изощренные флореальные, то есть растительные мотивы, присущие модерну, которые довольно быстро утомили воображение современников и вызвали желание поисков нового.Это новое направление начисто было лишено таинственно-романтического ореола. Оно было сугубо рационалистично, подчиняясь логике конструкции, функциональности, целесообразности. Примером для подражания служили достижения технического прогресса, вызванные социальными условиями жизни наиболее развитых капиталистических стран и неизбежной демократизацией общества. Конструктивизму свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм, очищенных от романтического декоративизма модерна. Создается мебель простых, строгих, удобных форм. Функция, назначение каждого предмета предельно ясны. Никаких буржуазных излишеств. Простота доводится до предела, до такого упрощения, когда вещи – стулья, кровати, шкафы – становятся просто предметами для сна, сидения. После окончания Первой мировой войны Конструктивизм в мебели завоёвывает важные позиции, опираясь на авторитет архитекторов, чьи новаторские сооружения служили подчас своими интерьерами для демонстрации мебельных экспериментов.
konstruktivizm_style01   Конструктивизм задался целью полностью изменить мир и человека, расстаться со всеми традициями, чтобы открыть абсолютно новую страницу в истории искусства. Бурное, стремительное время на рубеже эпох в начале прошлого века, время открытий и ошибок, проектов, дерзких экспериментов, крахов и удач. Эпоха, с сумасшедшей скоростью менявшая жизнь, искусство, мировоззрение. Рушилось то, что казалось незыблемым, и рождалась новая эстетика, появились удивительные люди, талантливые фантазеры – художники, архитекторы, поэты. Захлебнувшись свежим воздухом перемен, конструктивисты ринулись воплощать в жизнь самые невероятные замыслы, проникнутые духом новой эры. Источником красоты для них стала техника, в ее угловатых контурах искали они новые формы, источником вдохновения для них были безупречно функционирующие механизмы, а творческим девизом:"Растворить в деле эстетическую, эмоциональную сущность искусства". Их манила магия «Черного квадрата». В архитектуре были сформулированы новые принципы градостроительства: социальная направленность жилища, его функциональное соответствие самым необходимым потребностям обитателей, в связи с чем проектируются малогабаритные "минимальные квартиры". Это сопровождалось внедрением в жилищное строительство новых конструкций и материалов: монолитного бетона, металлического каркаса, сборных бетонных конструкций. Были установлены своего рода нормы "минимализированного благополучия", которые считались наиболее подходящими для жилища рабочего и насаждались как некий социально-архитектурный идеал. Время рационализма и утилитаризма принесло и в искусство внутреннего убранства дома простоту, гармонию и цельность. Конструктивисты, категорически отказавшись от любых образцов прошлого, хотели смоделировать будущее, которое представлялось им как гармония ясных геометрических форм. "Простота – не проста", "меньше – значит больше" – эти афоризмы Миса ван дер Роэ, талантливого архитектора XX века, стали сутью интерьера не только 20-30 годов, но и всего столетия.
  konstruktivizm_style02 Ничто лишнее не "цепляет" взгляд, все функционально, продумано, взвешено. Выверенные пропорции роднят авангардную архитектуру того времени с классическим зодчеством античности. Простые и четкие формы, окна от пола до потолка, металл и бетон – дома, похожие на корабли, плывущие в будущее, а внутри создавался интерьер нового времени. Внутреннее пространство домов освобождалось от перегородок, отрицались старые представления о взаимоотношении внутренних помещений дома. Деление на зоны осуществлялось абстрактным образом чаще всего за счет легких передвижных перегородок, отдельные замкнутые комнаты, коридоры – все это считалось безнадежно устаревшим. В отличие от интерьеров предыдущей эпохи модерна, напоминающих уютную раковину, дома конструктивистов звали в будущее высоких технологий, машинного производства и футуристических мегаполисов.
   Знаменитый афоризм Ле Корбюзье "Дом – это машина для жилья" идеально определяет суть эстетики Конструктивизма в интерьере. Мебель должна быть удобна не только для потребителя, но и для машин, которые будут ее делать. Тем не менее, жесткий рациональный расчет давал сбои. Стремясь обнажить конструктивную суть вещи, дизайнеры в итоге делали ее малопригодной с практической точки зрения. Скажем, каркас с натянутой на него тканью теоретически идеально подходил для размещения в нем тела, но категорически не годился, даже чтобы в нем просто полежать. Художники-конструктивисты создают новаторские ткани, одежду, посуду, в которых ясные и простые по форме цветовые пятна в сочетании с четкими колючими линиями и броским шрифтом создавали характерные для эпохи вещи-плакаты. Технологии массового фабричного производства стали двигателем художественной мысли. Уникальность предмета не имела никакого значения. Теперь главный критерий – универсальность. Все вещи, спроектированные конструктивистами – мебель и интерьеры в целом – отличались максимальной функциональностью и минимальным декором. Орнамент в них отсутствовал полностью, допускались цветовые акценты – блеск металла, благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета – красный, желтый, синий. Эти цвета считались отражением философских и духовных ценностей эпохи. Игра фактур, высокое качество материала, яркость и легкость того минимума, который и составлял внутреннее убранство – лишают интерьеры этого стиля монотонности. Особое внимание уделяется мебели, ведь в этом минималистичном интерьере она служит одновременно и элементом декора.
   konstruktivizm_style03Стиль Конструктивизм предполагал, прежде всего, решение насущных проблем за счет архитектуры, в частности дома, строились для расселения большого количества жителей, общественные места должны быть удобны и стандартны. Отсюда возникали типовые проекты строений, вспомните всем известный фильм «Ирония судьбы», большинство домов, созданных между 1950 и 1995 годами, воплотили стиль Конструктивизм в самом его примитивном проявлении. Но в начале ХХ в. стиль Конструктивизм был еще не столь однообразным, при всей своей простоте, стиль Конструктивизм из Советского союза перетек в мировую архитектуру и стал нередким явлением и за рубежом. Стиль Конструктивизм – единственный из немногих, прославивших наших архитекторов заграницей. Характерной особенностью стиля стала рациональность в распределении пространства, в выборе материалов, в цветовом решении, в форме мебели, освещении. Именно рациональность сделала популярным стиль Конструктивизм. Здания всегда создавались по одному плану: холл или подъезд и множество небольших помещений, каждое – со своей функцией. Так строились дома, административные здания, больницы, школы и прочие сооружения. Материалы, которые использует стиль Конструктивизм, просты и функциональны, также как и мебель. Металл, стекло, пластик и другие полимеры, делают стиль Конструктивизм экономичным. Стиль Конструктивизм не приемлет ненужных деталей, предметов обстановки, вычурных материалов и предметов декора. Стиль подстраивается под нужды человека, но не под веяния моды. Он всегда понятен, а интерьер в стиле Конструктивизм целесообразен и удобен.  Стиль Конструктивизм все же развивался в направлении внешней изысканности форм и гармонии цветового решения. Но такой стиль конструктивизма был более характерен для зарубежных архитекторов середины века, нежели для советских авторов начала века. Внешнюю привлекательность здания, интерьеры и мебель в стиле Конструктивизм, приобретали благодаря мастерству дизайнеров и внедрению материалов с новыми качествами : более пластичных, гибких (пластмассы), блестящих (сталь, хромированные детали, стекло), твердых (каменная крошка, плиты из природного камня), ярких (краски, текстиль). Эстетику стиля Конструктивизм архитекторы создавали не благодаря характерным чертам стиля, а вопреки этим чертам. 
  konstruktivizm_style04 Современный стиль Конструктивизм не так строг и примитивен. Несмотря на сохранившуюся простоту и отсечение лишних деталей, стало больше цвета, света, открытого пространства. Дизайнеры, работающие в стиле Конструктивизм, не злоупотребляют делением на комнаты, позволяют себе игру на контрастах, ставят акценты с помощью ярких красок (желтой, синей, красной, черной, белой). При этом мебель в стиле Конструктивизм сохраняет правильные геометрические очертания, но дизайнеры изыскивают новые конструкции в рамках разумных решений и доступных фактур. Конструктивизм несложно узнать по отсутствию орнаментов, геометрическим фигурам и правильным прямым и изогнутым линиям, малому количеству оттенков.  В последнее время на мебельных выставках и в дизайнерских коллекциях предметы в стиле Конструктивизм все более популярны. Устав от чрезмерного увлечения дизайнеров декораторством, потребители вновь обратили свои взгляды в сторону стиля Конструктивизм. Прежде всего, это касается внедрения стиля в интерьеры общественных зданий и офисную мебель. Стиль Конструктивизм вновь возвращает предметам мебели их изначальную функцию, «ставит их на место».
   В рациональности, которую воплощает Конструктивизм, тоже есть своя эстетика, нужно лишь рассмотреть ее. Конструктивизм в интерьере, особенно его советский вариант, старался по-новому устроить жизненное пространство и приспособить к нему человека. Человек не приспособился, но конструктивистские идеи стали ценным лабораторным опытом для развития мебельного дизайна всего XX века. И если уж быть до конца честными, то и XXI века тоже.
   konstruktivizm_style05Такой вот круговорот произошел в интерьере к середине прошлого столетия. Сегодня все это стало историей. Стиль Конструктивизм дал начало многим течениям в дизайнерском искусстве: индустриальному стилю, стилю Hi-Tech, техно и многим другим. В умении создать красивый, уютный и функциональный интерьер простыми методами и состоит искусство дизайнера. Именно поэтому создание интерьеров в подобном стиле вполне возможно. Более того, грамотная стилизация под Конструктивизм говорит в наше время о вкусе и интеллекте хозяев.


 

 

 

konstruktivizm_style06konstruktivizm_style08

konstruktivizm_style07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назад

 

 Если Вам понравился материал, поделитесь им в социальных сетях (кнопки слева).

 

Хотите заказать дизайн или визуализацию?