Готический стиль. 

 

   Got-1 Готический стиль – исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca» (итал. «немецкая»). Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения.
   Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, акцент-келътских художественных ремесел. Факт рождения Готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем – его преодолением. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило» возрожденческий характер». Оба стиля, Готика и Романский, в целом схожи, основные отличия в формах и оформлении. 
   Готический стиль возник в XIII в. в западной Европе и был ведущим стилем в средневековой архитектуре вплоть до XV в. Соборы, созданные в то время, воплотили все характерные черты готического стиля. Именно городские соборы – средоточие культурной жизни средневекового города, для нас символизируют Готический стиль. 
  Got-2 Строительство соборов, в которых впервые обозначился Готический стиль, было сопряжено с расцветом искусства, экономическим подъемом и появление новых строительных технологий. Первым собором, который считается колыбелью стиля, стало аббатство Сен-Дени в пригороде Парижа. Именно там были впервые применены черты, обозначающие Готический стиль, стрельчатые арки и витражи. Аббат Сюржери (или Сургерий), под руководством которого началось сооружение частей аббатства, в своем трактате о христианской архитектуре обосновал значение многих характерных линий Готического стиля как символов христианского вероучения. 
   Готический стиль совмещал в себе иррациональность и основательность постройки зданий, вознесение конструкций к небесам и простор внутренних помещений. Все это отличало Готический стиль от романского, который Готический стиль сменил в архитектуре.
   Готика – в основном архитектурный стиль, но и в дизайне интерьера ему свойственны очень существенные отличия от других стилей, свое собственное и ни с чем не сравнимое "лицо": огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты. Гигантские ажурные башни, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов. Динамика и экспрессия форм поздней, "пламенеющей" Готики.
   Фантастичные, превосходящие все существующие до сих пор конструкции Готики преодолевают громоздкость камня. Парадоксальной особенностью Готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию,  легкость , стремление вверх, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения – рациональное совершенствование строительной конструкции . Готический Got-3стиль сложился на основе идеи сводчатого потолка. Применение особой формы потолка, отличающей Готический стиль и в наше время, требовало укрепления конструкции и перераспределения веса центральных балок дополнительными арками. Так сложилась верхняя часть здания, характеризующая Готический стиль: изогнутые перекрещивающиеся под прямым углом центральные балки, ребристый потолок, многочисленные арки внутри здания и стрельчатые арки снаружи. Стрельчатые арки отметили Готический стиль не по прихоти архитектора, а из необходимости рационального укрепления свода. Чем выше стрельчатая арка и острее, тем меньше сила распора стен. Готический стиль характеризовался и увеличением внутреннего пространства зданий. Строительство больших помещений с высокими потолками закономерно привело к увеличению размера окон, в Готическом стиле они соответствуют аркам по форме. История готической архитектуры – это история нервюры и аркбутана. Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами – это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым.
Здания с многочисленными шпилями, устремленными в небо, просторными внутренними помещениями, льющимся из больших окон с разноцветными витражами светом сделали готический стиль воплощением божественности и неземной красоты, величия и трепета перед завораживающей конструкцией. 
   Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными коврами. Для оформления стен в эти века использовались деревянные панели ограниченной высоты. Каменные же стены расписывались водяными красками. Особым элементом убранства готических помещений является камин. Его колпак доходил до перекрытия потолков и украшался полками, на которых размещалась домашняя утварь.
  Got-4 Рождение Готического стиля – пример художественного преображения утилитарности, конструкции в композицию. Он иллюстрирует главную закономерность процесса формообразования в искусстве. Формы архитектуры стали выражать не прочность и устойчивость, а христианскую идею устремленности ввысь, к небу – содержание, противоположное функциональному смыслу строительной конструкции. Эту таинственную метаморфозу можно ощутить, войдя в храм. Мы увидим ряды тонких пучков колонн, вершины которых теряются в дымке парящих над головой, или лучше сказать, под небесами, сводов, их тонкие ребра расходятся как загадочные цветы. Архитектура готического собора – символ бесконечности. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная конструкция») не совпадает с действительной.
   Готический стиль продолжал усложняться за счет декорирования зданий резными узорами, лепниной, мелкими деталями на арках, и усовершенствования витражей. 
   Но сохранялось «стремление» Готического стиля ввысь, вертикальное направление большинства осей, контуров здания. Готический стиль получил столь разнообразные черты за счет растягивания строительства во времени: многие готические сооружения строились веками. За счет этого Готический стиль, наряду с остроконечными башнями, приобрел и резные купола, и обрубленные высокие крыши, и многоярусность крыш с отличающимися (построенными в разное время) башенками. 
Здания Готического стиля украшались скульптурами, изображавшими распятия, святых, ангелов, химер, сцены из святого писания или наказания грешников. Мотивы Готического стиля переносятся и на внутреннее убранство: мебель перенимает арки и резное украшение, а стены украшаются панно с теми же сюжетами, что и скульптуры на храмах. 
   Современный Готический стиль распался на множество течений и нашел отражение в современном искусстве (музыке, художественных изображениях, литературе), а также одежде и молодежных течениях. В архитектуре готический стиль сохранился лишь в качестве исторических памятников или легких мотивов в экстерьере частных домов, а в оформлении интерьеров Готический стиль еще используется и вполне успешно. 
  Got-5 Готический стиль в дизайне интерьера. Стиль Готики, постепенно теряя ярко выраженную национальную (французскую, немецкую, английскую) специфику и приобретая единые стилевые черты. Основными чертами дизайна интерьера в Готическом стиле можно назвать стремление вверх, заостренность, легкость, экспрессивность.
   Готический стиль в интерьере сохранил основные черты, которые использовались еще в архитектуре средневековых храмов и замков: большие камины, сводчатые потолки, стрельчатые арки, витражи, а также резные узоры из камня, кованые детали, высокие потолки с деревянными пересекающимися балками и балконы внутри помещений, пол из натуральной древесины или камня. 
   Готический стиль связывает разные цвета, но традиционными для Готического стиля считают: иссиня-черный, серый, бежевый, красный, охристый, фиолетовый и золотой. В Готическом стиле часто используются гербы и прочие атрибуты геральдики. Стены дома непременно отделаны материалами, напоминающими о средневековых дворцах и соборах – камень, дерево, и украшены оружием, металлическими подсвечниками, картинами и панно, стилизованными под изображения святых или химер в готическом стиле. 
   Исторические интерьеры Готики. Интерьеры с дизайном в Готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами. Характерными элементами становятся ажурные орнаменты, каменное кружево резьбы, стрельчатые своды. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. Потолки деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; возможна декоративная роспись на потолке.
   Мебель в Готическом интерьере. Типичные мебельные изделия Готического стиля: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Почти каждое мебельное изделие ранней Готики имеет церковное происхождение. Причем предметы обстановки, выполненные из дерева, выглядели совсем непривлекательно. Но для Готики это было характерно, поэтому зачастую на шкафах и кроватях можно встретить самые разные элементы архитектуры церквей и крепостных замков вплоть до амбразур. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева.
 Got-6  В общем,  мебель Готического стиля очень проста. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук Кофра с чугунными клепками, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Всевозможные ширмы и этажерки, целым произведением искусства можно считать кресла на подиумах с витыми колонночками по углам и с балдахином, защищающим от сквозняков. Стол в Готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой. Мебель, предметы церковной утвари из позолоченного серебра, дерева и слоновой кости повторяли в миниатюре композицию архитектурных сооружений и их декоративных деталей. 
   Основные материалы в дизайне интерьера Готического стиля. В строительстве и отделке зданий использовались в основном камень, мрамор, дерево (дуб, орех и ель, сосна, лиственница и кедр европейский, можжевельник). В декоре использовалась плиточная мозаика, майолика, сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски, резьба по дереву, кости и камню, керамика, кустарные стеклянные изделия, металлические изделия, украшенные эмалевой росписью и камнями, а также натуральные грубые ткани для шпалер .Фигурная лепнина подчас расписывалась и покрывалась позолотой. 
   Got-7Металл – это материал, как нельзя лучше соответствующий Готическому стилю. Для Готики характерны ажурные, изящные, устремленные ввысь конструкции, от которых веет холодом высших сфер. Средневековые зодчие умели добиваться этого от камня – но такое возможно только в масштабе гигантских сооружений. А в небольших изделиях достичь подобного эффекта поможет только металл.
   Витражи. Цветные витражи в виде стрельчатых арок – одна из самых узнаваемых особенностей стиля Готики. Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создает неповторимое «лицо» стиля.
   Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности. Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла; использовавшаяся же для прорисовки контуров черная краска была непрозрачной. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.
   Цветовая гамма. 
   «Готические розы», красочные витражи, раскрашенная скульптура – все это говорит об особой роли цвета в средневековье. Цветовая гамма средних веков безрадостная, темная, холодная. Пурпурные, рубиновые, желтые, красные, синие, зеленые, а также пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые оттенки, золотые и серебряные нити. Серый камень, скучная охра дерева, красно-малиновые и темно-зеленые цвета тканей придают интерьерам мрачность и таинственность.
   Элементы декора Готического стиля интерьера.
   Got-8Картинами для украшения комнат в Готике пользуются редко. В то же время, эпоха Готики – это время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств,  появляется портретная живопись маслом и гравюры по дереву. Живопись и скульптура выразительны и экспрессивны. В это время наблюдается расцвет цехового ремесла: в резьбе по камню и дереву, в мелкой скульптуре из слоновой кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах – всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.
   Основными орнаментами Готического стиля интерьера являются геометрические арки и элементы растительного мира, чаще в виде листьев винограда или клена. В те годы в быту используется медная, керамическая посуда. Сосуды выполнены из темного стекла с удлиненными горлышками и изящными ручками.
   Готика в дизайне современных интерьеров. Готический стиль в дизайне недешевое удовольствие. Готический стиль сложен в воплощении. Для воплощения Готического стиля нужна антикварная мебель или искусная стилизация под антиквариат. Воспроизвести в чистом виде Готический стиль в современном помещении достаточно проблематично, но элементы этого стиля активно используются как в дизайне интерьеров загородных домов, так и в дизайне интерьеров квартир, а также общественных помещений. Стрельчатые витражные окна, кованые винтовые лестницы – все это великолепно гармонирует с декоративным оформлением из искусственного камня. Для отделки цокольной части стен и каминной зоны используют образцы, имитирующие гладкий булыжник, выразительный дикий камень, шероховатый известняк. Необходимый «замковый» эффект создают также обрамленные искусственным камнем дверные порталы и оконные проемы. Интересное впечатление возникает в результате использования контрастных цветов и фактур. Распространен прием обманки, когда часть стены с «утратами» обнажает «древнюю» каменную кладку. Особую стилистическую заданность интерьеру придает использование витражей в традиционной для Готики цветовой гамме, причем витражи можно использовать как в окнах, так и на глухих стенах с внутренней подсветкой. В центре интерьера, в соответствие с дизайном в готическом стиле, хорошо расположить богато оформленный камин или кафельную печь с устремленными вверх архитектурными деталями.

 

Назад

 

 Если Вам понравился материал, поделитесь им в социальных сетях (кнопки слева).

 

Хотите заказать дизайн или визуализацию?